Главная » Статьи » Мои статьи |
Анализируя историю развития общества, определили, что у каждого поколения были ценности, которые могли несколько отличаться, но, если человек отказывался от них, общество ждал крах. Так, наиболее важным ценностям, безусловно, относятся толерантность и уважение жизни другого человека, взаимопонимание в семье. Именно в семье рождается не только собственное будущее, но будущее всего человечества. Семья является первичным источником социализации, именно в семье закладываются основные ценности, формируются жизненные установки, нравственные качества и жизненные принципы. Во многом формирование личности зависит от того как выстраиваются взаимоотношения в семье, какие ценностные ориентиры в семье стоят на первом месте. Дети очень быстро реагируют на поведение родителей и педагогов, усваивают уроки, которые дают им взрослые. Именно в семье подрастающее поколение социализируется, она является наиболее важным источником социальных идеалов. Исследованием формирования жизненных ценностных ориентаций школьников занимались Х.М. Асоев, Е.И. Головаха, А.М. Голуб, С.Я. Ермолич, Н.А. Кирилова и др. Знание системы ценностей дает возможность педагогу, родителям предвидеть поведение школьника в различных жизненных ситуациях в школе, на улице, дома. Не имея достаточного жизненного опыта, стойких убеждений, подростки могут совершать противоправные поступки, пишет В.А. Крутецкий [15]. Труды вышеперечисленных авторов занимают значимое место в процессе формирования жизненных целей и ценностей. Но ряд аспектов в данном направлении остается малоизученным. Концепция жизненных ценностей и целей, которые усваивает личность в ходе собственной социализации определяет общество и семья, в связи, с чем исследование концепции формирования ценностных ориентиров личности является особенно актуальной проблемой. В ситуации серьезных трансформаций в духовной и мировоззренческой сферах современного общества, когда наблюдается определенная «размытость» социальной ценностной структуры, множество ценностей оказывается нарушенными, пропадают традиционные нормы, в транслируемых обществом ценностях и идеалах, возникают противоречия. Наиболее опасной данная ситуация является для подрастающего поколения, у них еще не сложилась система нравственных ориентиров. Ценностные ориентации детей еще не сформированы окончательно, но в очень часто идут вразрез с ценностными ориентирами родителей. Одной из основных особенностей школьников является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с ними. Одной из основных потребностей школьников является потребность в избавлении от опеки и контроля учителей, родителей, старшего поколения в целом, а также освобождение от установленных ими порядков и правил. В школьные годы происходит кардинальное изменение мотивации жизненных ценностей и установок: первостепенными становятся мотивы, которые направлены на формирование мировоззрения. Мотивы появляются на основании сознательно поставленной цели и осознанного принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, писал Д.А. Леонтьев, находится главное новообразование школьного возраста [17]. Одна из наиболее известных классификаций жизненных ценностей принадлежит Х.М. Асоеву. Он классифицирует ценности на терминальные и инструментальные. Терминальные ценности предполагают семейные ценности, формирование уважительного отношения к труду. Инструментальные же ценности включают в себя моральные нормы и правила, материальный комфорт. Х.А. Асоев рассмотрел ценности как константное убеждение в том, что установленный способ поведения или окончательная цель жизни предпочтительнее с социальной или личной точки зрения, чем антагонистичный или обратный способ поведения. Автор считает, что жизненные ценности личности характеризуются такими признаками: база ценностей прослеживается в обществе, культуре и личности; воздействие ценностей наблюдается практически во всех общественных феноменах, заслуживающих изучения; всеобщее количество ценностей - это достояние личности; все люди имеют одни и те же ценности, хотя и в разной степени; ценности организованы в систему. Д.А. Леонтьев определяет формы жизненных ориентиров и ценностей: общественные идеалы, то есть сформированные социальным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о безукоризненности в многообразных формах общественной жизни; предметная реализация этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей; мотивационные структуры личности, стимулирующие ее к предметному воплощению в собственном поведении и деятельности общественных ценностных идеалов. Необходимо правильно подобрать методы формирования жизненных ценностей. На наш взгляд психолого-педагогическое консультирование является эффективным средством формирования жизненных целей и ценностей школьников. Психолого-педагогическое консультирование – это обсуждение консультантом с получателем вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения психолого-педагогической компетентности взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами. Индивидуальное консультирование — это форма, при которой консультирование проводится с одним или несколькими, но не более трех, клиентами одновременно. Групповое консультирование - форма организации психолого-педагогического процесса, в которой одновременно принимает участие группа - 3 и более клиентов. Таким образом, анализируя литературу определили, что формирование жизненных ценностей является весьма важным вопросом. К формам жизненных ориентиров и ценностей относятся общественные идеалы, предметная реализация этих идеалов, мотивационные структуры личности.
Список литературы:
Источник: https://sibac.info/journal/student/236/297017 | |
Просмотров: 62 | |
Всего комментариев: 0 | |