Главная » Статьи » Мои статьи

Воспитание духовно-нравственной личности на основе изучения этнокультурного наследия Санкт-Петербурга.

Этнокультурная направленность обучения и воспитания – одно из актуальных направлений современной образовательной политики. В современной педагогике сложилась в самостоятельную научную проблему проблема этнокультурного образования, требующая к себе серьезного внимания. Данная проблема  становится самостоятельным направлением педагогической науки [1].

Подходы к решению проблемы этнокультурного образования в педагогической культуре России имеют несколько направлений: этнофилологический — через развитие этноязыка и в целом через совершенствование языковой компетенции; этнохудожественный — через углубление внимания к народной художественной культуре в процессе образования; этнопедагогический — через этнопедагогизацию учебного процесса; регионоведческий — через краеведение с различной степенью глубины и широты его этнокультурной проблематики в образовании, культурологический — через познание этнокультуры как части цивилизационной культуры; этнокультурологический — через познание этнокультуры в ее системной целостности. Эти встречные пути активизировались (первые два) и возникли в культуре России приблизительно в одно время — с последней трети ХХ века — и на рубеже веков вошли в педагогическую теорию и практику. Во взаимодействии этих встречных потоков и должно развиваться этнокультурное образование [2].

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской национальной идеи, культуры, изучения истории России, своего родного края для воспитания духовно- нравственной личности. Особое значение для возрождения русской культуры имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной основами Православия, историко-культурным наследием родного края.

В ходе учебного процесса необходимо использовать разнообразные возможности приобщения школьников к этнокультурной традиции Санкт-Петербурга. Достаточно эффективным методом приобщения школьников к изучению культурного наследия является исследовательская деятельность ,работа над проектами, участие в конкурсах, среди которых важное место занимает. конкурс  творческих  работ учащихся «Уроки праведной победы», который , проводится Комитетом по образованию, Санкт-Петербургской епархией Московского Патриархата Русской Православной Церкви , государственным бюджетным учреждением дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербургской духовной академией. . В 2018 году он был посвящен лейб-медику Евгению Сергеевичу Боткину

Работа над рефератами, творческими работами  о жизни замечательных людей и, в частности, о жизни и деятельности Евгения Сергеевича Боткина,  обогащает школьников новыми знаниями, демонстрирует, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя жило в веках, знакомит школьников с этнокультурным компонентом родного города..

Большую роль в нравственном воспитании на уроках играет оценочная деятельность школьников. Ребенок самостоятельно осмысливает как собственный нравственный опыт, так и опыт других людей. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах, учебно-исследовательских конференциях развивает навыки самостоятельной работы, участия в дискуссиях, работы в группах, выражения собственной позиции.

Учебный предмет "История России" имеет широкие возможности для нравственного воспитания. Необходимо наиболее полно реализовать их, постоянно заострять внимание детей на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать, проводить аналогии с прошлым и  сегодняшним днём.

Развитие творческой активности и формирование познавательного интереса учащихся возможно посредством организации проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности. Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая требования современных педагогических методик целью реализации метода проектов является подготовка выпускников, знающих историю своей страны, своего города, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Исходя из этой цели, можно сформулировать следующие задачи проектной деятельности:

способствовать развитию творческой активности и формированию познавательного интереса учащихся;

научить учащихся оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;

создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;

способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

изучение этнокультурного компонента Санкт-Петербурга

Реализация этих задач невозможна без использования эффективных педагогических технологий, формирующих следующие компетенции:

информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;

коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;

социальную - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;

предметную - способность применять полученные знания на практике.

Результатом реализации проектной деятельности становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции ,основанная на изучении этнокультурного компонента. Метод проектов как раз и позволяет организовать такую деятельность [3]. Преимущество метода проектов в том, что он может быть как групповым, так и индивидуальным; проектирование позволяет увидеть самостоятельность и творческую активность учащихся в познании и его можно использовать в любом возрасте. Проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное в группе или самому, максимально используя свои возможности. Работа над проектом позволяет ребенку проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Создание проектов на уроке и во внеурочной деятельности встречает горячий отклик со стороны учащихся, для большинства из них это наиболее привлекательный вид учебной деятельности [4].

Учитель при этом получает не только удовлетворение от этой работы с учениками, но и пополняет свою методическою копилку, а впоследствии – использует данные информационные ресурсы во время объяснения нового материала в качестве презентаций к лекциям; для быстрого и своевременного контроля знаний, для организации самостоятельной работы учащихся; для развития любознательности.

При этом необходимо учитывать основные требования к использованию метода проектов:

Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Самостоятельная деятельность учащихся.

Структурирование содержательной части проекта.

Использование исследовательских методов;

обсуждение методов исследования;

обсуждение способов оформление конечных результатов;

сбор, систематизация и анализ полученных данных;

подведение итогов, оформление результатов, их презентация.

 

В нашей гимназии метод проектов используется в учебной и внеучебной деятельности, при изучении сложных тем и в воспитательной работе, в процессе формирования гражданских качеств, духовно-нравственных, гуманизма и толерантности.

В рамках конкурса « Уроки нравственной победы»  в ГБОУ Гимназии № 295 г.Санкт-Петербурга был реализован проект «Жизненный путь Евгения Сергеевича Боткина – урок безвозмездного служения людям, профессии, Отечеству».

Цели проекта:

1. Обогащение нравственного опыта учащихся путем реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

2. Актуализация собственной деятельности учащихся для решения образовательных задач.

3. Воспитание способности активно сопереживать – важнейшее условие для формирования духовно-нравственной  личности.

4. Знакомство с историко-культурными объектами Санкт-Петербурга.

Задачи проекта:

1. Создание личностно-развивающей ситуации в процессе обучения и поиска информации с целью актуализации личностного опыта учащихся.

В педагогической практике используются следующие личностно-развивающие ситуации:

- конструктивная – предполагает проектирование поведения в заданных условиях

- оценочная – направлена на формирование и развитие навыков оценки

- аналитическая – используется для анализа верных и ошибочных действий при отборе информации.

2. Обогащение знаниями, стимулирующими положительную мотивацию к изучению жизненного пути Е.С. Боткина и других духовно-нравственных личностей.

3. На основе жизни и деятельности Евгения Сергеевича Боткина познакомиться с примером безвозмездного служения.

Этапы подготовки проекта:

1. Сбор материалов о развитии медицины в России.

2. Подготовка выставки о жизни и деятельности Е.С. Боткина.

3. Подготовка и проведение дискуссии « Жизнь и деятельность Е.С.Боткина- урок праведного служения» ( совместно с Центральной районной библиотекой им.А.П.Чехова)

4. Выбор темы исследования и сбор материала по теме (индивидуальная работа учащихся)

5. Подготовка и оформление работы

6. Представление результатов исследования на школьной учебной конференции.

В ходе работы над проектом были

1. Сформулированы темы исследовательских работ

Жизненный путь Е.С. Боткина

Род Боткиных

Евгений Боткин и царская семья

Евгений Боткин на войне и о войне

Врачебное дело отца и сына Боткиных

Места, связанные с доктором Евгением Боткиным в Санкт-Петербурге

2. Выявлены адреса, связанные с памятью отца С.П. Боткина

1860-1864 гг. Спасская улица д.1 (ныне улица Рылеева)

1864-1877 гг. Загородный проспект д.24

1878-1889 гг. Галерная ул. Д.77

Александровская барачная больница (ныне Клиническая инфекционная больница имени С.П. Боткина)

3. Выявлены адреса, связанные с памятью сына – Е.С. Боткина

Царское село. Дом Боткиных на Садовой улице

Вторая Санкт-Петербургская гимназия (ул. Казанская д.48)

Военно-медицинская академия

Мариинская больница (Литейный пр.56)

Петропавловский Собор Петропавловской крепости (захоронение).

Живой интерес у школьников вызвала подготовка и проведение дискуссии « Жизнь и деятельность Е.С.Боткина- урок праведного служения» ( совместно с Центральной районной библиотекой им.А.П.Чехова)

Цели и задачи дискуссии:

Образовательные

Вызвать интерес к изучению истории России

Осознать влияние событий прошлого на современное общество

Развивающие:

Развивать навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем

Развивать способность к критическому мышлению

 Способствовать формированию нестандартного подхода к изучению истории

Воспитательные:

Способствовать воспитанию уважительного и внимательного отношения к истории своей страны

Через понимание роли личности в истории прийти к осознанию необходимости личностного роста

Заложить основы этнокультурного образования школьников

 

Основные положения, на которые может опираться этнокультурное образование [5]:

необходимость включения в систему образования национального (национально-регионального и школьного) компонента, опирающегося на идеи полилога культур, полилингвизм, современные ценностные ориентации личности и общества, позволяющие в случае их реализации жить и развивать свою культуру представителям разных этнических сообществ;

обоснование особого содержания этнокультурного образования, в котором наиболее полно должны быть представлены компоненты, обеспечивающие личности возможность самоиндентифицироваться как представителю той или иной этнической культуры и традиции, вступить в равноправный диалог с имеющимся инокультурным окружением, включиться в современные мировые общецивилизационные процессы – приобщиться к наиболее универсальным знаниям, охватывающим глобальные изменения в жизни мирового сообщества и способы международного сотрудничества, включая права человека и международное право, вопросы экономики, экологии и истории мировых цивилизаций, иностранные языки и формальные языки современных средств коммуникаций;

определение вариативности этнокультурного компонента образования, который может реализовываться в форме основных и дополнительных занятий, в урочной и внеурочной деятельности, предметных и интегрированных курсах, с использованием всего разнообразия современных педагогических технологий;

признание необходимости разработок учебных планов и программ по предметам этнокультурного образования как перспективного направления достижения реального разнообразия и вариативности содержания школьного, образования.

В современном образовании· разработаны и внедряются в учебную практику развивающие модели этнокультурного образования: предметно-тематические, ценностные, институциональные, проектные. Эти модели повышают потенциал и развивающую направленность обучения и воспитания. национальных культур»Этнокультурный компонент образования имеет сегодня широкое общественное, межкультурное, международное и образовательное значение. Он соединяет образовательное, культурное, социальное гражданское и личностное начала, обеспечивает связь социализации, социально-психологической адаптации, социокультурной интеграции с потребностью в ощущении культурных корней, психологически прочных связей, стремление к познанию и освоению мира - с потребностью в культурной идентификации с определенной этнической, религиозной общностью с культурно-историческим наследием группы, регионального сообщества, страны в целом. Этнокультурное образование способно играть важную роль в обеспечении гармоничного развития личности и ее социально-педагогической поддержке. Удовлетворение потребностей общества  в сохранении своей этнической идентичности, углубленном изучении родного языка, знакомстве с традиционным религиозным мировоззрением образовательные учреждения с этнокультурным компонентом должны соединять с необходимостью гармоничного включения богатства культурного и духовного наследия народа в общенациональный и региональный социокультурный контекст.

 

Литература:

1. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 348 с.

2. Рамазан Абдулатипов. Российская нация. Этнонациональная и гражданская идентичность россиян в современных условиях. - Махачкала, 2005. - 359 с.

3. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

4. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования // Народное образование 2005. - №2.-с. 113-121.

5. Тайжанов А.Т., Сабыр М.Б. Роль этнокультурных традиций в образовательном и воспитательном процессе//Вестник ВЭГУ № 4 (54) 2011.

Категория: Мои статьи | Добавил: Наталья (01.04.2018)
Просмотров: 220 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar