Главная » Статьи » Мои статьи

Вопросы семейного воспитании в учебниках по педагогике 70-х гг.

В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе. Древнегреческий философ Платон считал, что истинное воспитание ребёнок сможет получать его с мимолётного возраста. Дети с трёх лет должны посещать государственные площадки, где под руководством специально назначенных лиц они занимаются играми.

В средние века, когда церковь имела сильное идеологическое влияние, считалось, что только в монастыре, в монастырской или церковной школе дети могут получить хорошее воспитание.

В XVIII и начале XIX в. меняется взгляд на организацию воспитание. И.Г. Песталоцци ратовал за рациональное воспитание детей в семье. Он идеализировал современную ему мелкобуржуазную семью и утопически мечтал через семейно-трудовое воспитание оздоровить человечество.

Совершенство на противоположенных позициях стоял виднейший представитель утопического социализма – Роберт Оуэн. Он мечтал, чтобы дети с трёхлетнего возраста находилось в общественных воспитательных учреждениях, где должны быть созданы все условия для вооружения подрастающего поколения глубокими и всесторонними знаниями. Он считал, что совершаемые в обществе преступления зависят от неправильного воспитания и ненормальных общественных отношений. Р. Оуэн отрицательно относился к семейному воспитанию и хотел поставить человека в хорошие условия, дать ему с ранних лет правильное воспитание и образование в государственных учреждениях. По его мнению, таким образом можно выработать у него разумных характер и мирным путём установить социализм.

Иначе смотрели на роль семьи в воспитании детей революционеры-демократы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Они говорили, что воспитание детей должно осуществляться в семье и школе. При этом особую роль они отводили матери, её образованию и культуре. По их мнению, без образования матерей нельзя наладить и добрых отношений в семьях. [1]

В.Г. Белинский считал, что задача общечеловеческого воспитания лежит не только на обществе в целом, но и специально на семье и родителях. Семейное воспитание, по его мнению, должно развивать в детях общественных интересы и стремления. А.И. Герцен, развивая эту мысль, говорил о том, как важно научиться в семье обуздывать свой эгоизм и считаться с требованиями окружающих, участвовать в общем деле, бороться за благо всех.

После социалистической революции 1917 г. произошли коренные преобразования в общественных отношениях. Одна семья не могла решить гигантские задачи всестороннего развития детей. Новое, социалистическое общество создаёт систему государственных учреждений, где наряду с семейным воспитанием осуществляется программа всестороннего развития подрастающего поколения.

В Основных законодательствах Союза ССР и союзных республик о народном образовании определяется положение семьи в советском обществе и её задачи в деле воспитания детей. В этом документе указывается, что главная общественная обязанность семьи – это коммунистическое воспитание подрастающего поколения, развитие его физических и духовных сил. Государство и общество всемирно помогают семье воспитании детей, широко развёртывается сеть детских учреждений, организуются различные курсы, университеты для просвещения родителей, издаётся социальная литература. Однако руководящая роль в процессе воспитания детей возлагалось на школу, которая была призвана координировать усилия семьи и общественности. [2]

Таким образом в разные исторические эпохи существовали различные мнения по вопросам роли семьи и общественных учреждений в воспитании детей.

Ведущая педагогическая концепция получает воплощение в учебных по педагогике, в результате анализа которых мы сможем ответить на вопросы о том, каким образом в педагогической науке менялось отношение к семье, как одному из факторов воспитательного процесса.

В учебнике по педагогике под редакцией С.П. Баранова, Т.В. Воликовой, В.А. Сластёнина, который состоит из четырёх разделов: раздел I Общие основы педагогики; раздел II Теория обучения; раздел III Теория воспитания; раздел IV Школоведение – в разделе III, главе 22 «Единство школьного, семейного и общественного воспитания» отмечено, что дошкольники и младшие школьники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, узнают, какие нравственные добродетели уважаются и ценятся в нашем обществе, учатся делать людям приятное, радостное, доброе.

Нравственные начала у ребёнка формируются на основе и в связи с интенсивным развитием ребёнка, показателем которого являются его действия и речь. Поэтому важно обогащать словарь детей, в разговоре с ними подавать образец хорошего произношения звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи родителей должны учить детей наблюдать явления природы и окружающую жизнь, сравнивать знакомые предметы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои.

Растет в семье ребёнок, изменяются задачи, средства и методы воспитания. В программу воспитания включаются занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе, продолжается закаливание организма и чёткое выполнение утренней гимнастики. Большое место занимают вопросы санитарно-гигиенической подготовки детей, выработки навыков и привычек личной гигиены, культуры поведения. Закладываются правильные отношения между мальчиками и девочками  - отношения товарищества, взаимного внимания и заботы. Семья – это первая школа общения ребёнка. В семье ребёнок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу.

Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявление нежности и ласки. Если дети видят эти хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. В детском возрасте важно воспитать чувство любви к своим братьям и сёстрам, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо из сверстников, привязанность и нежность к младшим.

Большая роль отводится семье в трудовом воспитании детей. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу и матери. От того, как будет поставлено трудовое воспитание детей ещё до школы, зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании. Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель их нравственного воспитания.

Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. Чувство прекрасного начинается у ребёнка со знакомства с яркой и красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной квартирой. С ростом ребёнка восприятие прекрасного обогащается при посещении театров и музеев. Хорошим средством эстетического воспитания является природа с её красивыми и неповторимыми красками, пейзажами. Экскурсии и походы всей семьёй в лес, на речку, за грибами и ягодами, на рыбалку оставляют неизгладимые впечатления, которые пронесёт ребёнок через всю жизнь. При общении с природой ребёнок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, - в это время и происходит воспитание чувств. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают воспитанию потребности беречь прекрасное и создавать его. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. [3]

В учебнике Н.В. Савина, состоящем из трёх разделов: раздел I Общие основы педагогики; раздел II Теория обучения и образования (дидактики); раздел III Теория воспитания – в главе XXIII Совместная работа школы, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения, автор отмечает, что родители первые воспитатели своих детей. [4]

Первым руководством по вопросам семейного воспитания детей дошкольников была книга Я.А. Коменского «Материнская школа», которая получила всеобщую известность. Разработке вопросов семейного воспитания большое внимание уделяли И.Г. Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г.Чернышевский [5]

В современных условиях возникает новая семейная педагогика, которая нацелена на формирование в истории развитого, человека, и тут велика роль педагога, который должен последовательно разъяснять родителям важнейшие условия правильного воспитания детей в семье, что явится предпосылкой для согласованной работы школы и семьи. [6]

В учебнике по педагогике А.И. Дулова, состоящем из четырёх разделов: раздел I Общие основы педагогики; раздел II Теория обучения; раздел III Дидактика; раздел IV Школоведение – в разделе II Теория воспитания, лекция XV посвящение семейному воспитанию. Автор отмечает, что семья представляет собой незаменимый фактор, значительно влияющий на формирование личности ребёнка. [7]

Семья является той микросредой, которая закономерно и объективно влияет на формирование и развитие личности ребёнка, поэтому важна здоровая атмосфера быта, здоровое нравственное окружение детей в семье.[8]

В учебнике по педагогике Н.Е. Кавалёва, Б.Ф. Райского, Н.А. Сорокина, состоящем из пяти глав: Глава I Учитель советской школы; Глава II Предмет задачи и методы педагогики; Глава III Цель и задачи коммунистического воспитания; Глава IV Система коммунистического воспитания и образования в СССР; Глава V Развитие личности и воспитания – в главу IV включён раздел «Роль семьи в системе коммунистического воспитания детей»

Автор отмечает, что главная роль в формировании нового человека принадлежит общественному воспитанию, однако важным звеном в системе воспитания подрастающего поколения является семья. С первых дней появления ребёнка на свете здесь, в семье, начинается формирование личности человека. Очень многие черты личности, особенно определяющие её моральный облик, закладываются в раннем детстве.

В семье ребёнок получает первые впечатления о жизни, начинает открывать для себя мир, находить в нём своё место. Здесь формируется его жизненная позиция, закладываются привычки поведения, а поскольку эти привычки являются первыми, то оказываются наиболее прочными.

Родители являются для ребёнка образцом для подражания. В них он видит пример отношений к труду, к людям, к общественной жизни, к позиции. Причём дети подражают взрослым, и прежде всего родителям, и в хорошем и плохом. [9]

В учебнике Г. Нойнера педагогическая концепция представлена следующими частями: Часть 1 Общество-воспитание-педагогика, где представлен концептуальный подход и характеристики воспитания, включающей изложение закономерностей индивидуального развития исхода из основных положений марксизма-минимума с воспитанием; Часть 2 Процесс воспитания, в которой особое значение придаётся коммунистическому воспитанию; Часть 3 Процесс обучения, где автор при характеристике содержания обучения, его организационных форм и методов исходит из идеи всестороннего развития личности школьника; Часть 4 Управление воспитательным и образовательным процессами, их организации в школе и задачи педагогов, в которой автор подчёркивает, что все положения, касающиеся управления школой направлены на создание благоприятных условий для развитие личности школьников; Часть 5 Единая социалистическая система образования и перспективы её развития, где автор раскрывает принципы построения социалистической системы народного образования и показывает кризис системы образования в капиталистических странах. [10]

В Части 2 учебника одна из частей посвящена вопросам семейного воспитания и сотрудничества школы и семьи, где автор отмечает, что первейшей обязанностью родителей является воспитание здоровой, оптической, трудоспособной смены всесторонне развитых людей, обладающих высокой гражданской сознательностью.

Семья обладает специфическими воспитательными возможностями, которые ничем нельзя заменить.

Именно в семье закладываются основы сознательного отношения к труду и учёбе дисциплинированному поведению в трудовой и учебной деятельности.

Основная задача сотрудничества школы и семьи состоит в том, чтобы оказать родителям конкретную помощь и поддержку в воспитании детей. Раскрывают Родители нуждаются в совете и помощи специалистов.

В учебнике И.Ф. Харламова предпринята попытка применить элементы личностного подхода к освещению вопросов обучения и воспитания. Именно на этой основе подчёркивается деятельностный характер воспитания, раскрываются вопросы внутреннего стимулирования учащихся в процессе обучения и воспитания, формирования у них потребностно-мотивационной сферы. По-новому излагаются темы о персонификации воспитания, о психолого-педагогических основах нравственного воспитания. Большое значение придаётся повышению идейно-политической направленности изложения к аргументированной критике  идеологических теорий воспитания более конкретно раскрывается классовый характер педагогических теорий и используется значительный фактический материал для разоблачения идей, имеющих хождения в западной педагогике. В учебнике усилены психологические основы курса педагогики. Эта линия прослеживается как при освещении проблем дидактики (сущность процесса обучения, методы обучения, урок в советской школе), так и теоретических основ воспитания.

Существенной особенностью данного учебника является постоянное подчёркивание той внутренней связи , которая существует между отдельными темами курса, большое внимание уделяется усилению методического аспекта в раскрытии вопросов обучения и воспитания и привлечению фактического материала из школьной практики.

Содержание учебника И.Ф. Харламова включает следующие разделы: раздел I Общие вопросы; раздел II Теоретические и методические основы обучения (дидактика); раздел III Теоретические и методические основы воспитания; раздел IV Вопросы школоведения (Советский учитель, классный руководитель в школе, общие основы управления школой и руководство учебно-воспитательной работы)

В данном учебнике в разделе III представлена глава «Руководство воспитанием учащихся в семье», в которой автор останавливает на вопросах:

  1. Сочетание общественного и семейного воспитания как важная предпосылка повышения деятельности коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Теоретический основой для написания этой части учебника является постановления правительства, Конституция СССР и произведения А.С. Макаренко.

  1. Социально-экономические факторы повышения роли школы в руководстве воспитательной работой семьи.

При написании данной части автор опирается на материалы программы КПСС, произведения П.П. Блонского, который отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей. Эту же мысль, но в иной форме выказывал А.С. Макаренко. Он писал «Семьи бывают хорошие а семьи бывают плохие … Мы должны организовать семейное воспитания, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьёй».[13]

  1. Основные вопросы совместной работы семьи и школы по коммунистическому воспитанию учащихся.

В данной части отмечено, что задача родителей – развивать учащихся здоровые духовные потребности и интересы (личный расчёт не должен заслонять гражданский долг)

  1. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе.

Подчёркивается важная роль родительских собраний, активная деятельность родительских комитетов.

  1. Педагогическое просвещение родителей.

Учитель должен популяризировать психолого-педагогические знания среди родителей и прежде всего классные руководители.

  1. Индивидуальная работа школы с родителями учащихся

Это педагогические консультации.

  1. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведении внешкольной учебно-воспитательной работы.

Таким образом, во всех перечисленных учебниках по педагогике, изданных в 70-е годы мы наблюдаем определённую преемственность, все авторы делают вывод о том, что семья представляет собой незаменимый фактор, влияющий на формирование личности ребёнка, именно в семье закладываются основы сознательного отношения к труду, к учёбе, при этом все авторы отмечают, что родители нуждаются в совете и помощи специалистов (педагогов) – в этом проявляется связь семьи и школы. Однако, признавая эту прочную связь С.П. Баранов, Т.В. Воликова, В.А. Сластёнин, Н.В. Савин, А.И. Дулов, И.Ф. Харламов ведущую роль в воспитании ребёнка признают за семьёй, а И.Е. Ковалёв, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин признают главную роль в формировании нового человека общественного воспитания (школы).

В 80-90-е годы вопросы о приоритетах семьи и школы в процессе воспитания являлись первостепенными, анализ учебников по педагогике 80-90, 2000 г позволит выявить эти приоритеты, именно этим вопросам и будут посвящены последующие исследования.

Категория: Мои статьи | Добавил: Наталья (15.06.2017)
Просмотров: 265 | Теги: школа, семья, воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar